Питание

Игра по кулинарии

В последние время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
развернуть

В последние время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Все дело в головном мозге. А точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы тем самым стимулируем соответствующие отделы мозга, активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.

 Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Рекомендую начинать активную тренировку пальчиков с самого раннего возраста. Для этого можно использовать:

 переливание жидкостей из одной емкости в другую;

 игры с мозаиками и пазлами;

 раскладывание пуговичек или других предметов по размеру;

 игры с конструктором (подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка);

 застегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков и завязывание шнурков;

лепка из пластилина;

 рисование пальчиками (сейчас для этого существуют специальные краски);

 вырезание из бумаги разных фигурок;

 постройки из песка или камешков замков, горок и других фигур (на прогулке);

 перебирание разных круп, таких как горох, фасоль, гречка;

 закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков;

 поиск разных предметов закопанных в песке.

Но в отдельную категорию игр хотелось бы отнести игры на кухне. Участие ребёнка в кухонных делах — занятие, которое может быть не только интересным, но и очень полезным для него. Соглашаясь принять помощь на кухне, вы даёте ему почувствовать себя полезным, настоящим помощником. Конечно, ребенок должен выполнять посильную, несложную работу, однако даже незамысловатые действия и просто наблюдение за мамиными делами оказывает немалое влияние на развитие как эмоциональной сферы, так и интеллекта ребёнка. Пока на плите что-то варится, тушится и не требует постоянного помешивания, можно поиграть со своим малышом.

Классический вариант – игра «Золушка». Перенесите сказку на кухню и помогите главной героине. Играя с ребенком можно ограничиться горстью фасоли и, допустим, гречки.

У педагога Марии Монтессори есть специальное упражнение – пересыпать крупу или муку с помощью ложки из одной миски в другую.  Ребенок с радостью поможет вам замесить тесто, насыпая муку из банки в миску. А как интересно просеивать муку или манку через самое настоящее сито! Кстати, если насыпать ту же муку или манку тонким слоем на подносе, можно порисовать по ней пальчиком, например, буквы или цифры. Слегка встряхнули поднос, и крупинки снова легли на нем ровным слоем – можно опять рисовать!

Завинчивать крышки на банках и бутылках – тоже отличное упражнение для развития мелкой моторики.

Завораживают детей и игры с водой.  Можно переливать воду из чашки в узкое горлышко бутылки. Это очень сложно!

Макаронная фантазия

Раскрашенные гуашью макароны – это отличный материал для множества полезных вещей: бус, аппликаций, даже коллажей. Для того, чтобы готовые поделки не пачкали потом рук, можно смешать гуашь с клеем ПВА в пропорции 1:1. Впрочем, красить необязательно. Неокрашенные макароны (с отверстием) тоже можно нанизывать на прочную нитку, выкладывать из них узоры на залепленной пластилином картонке и попутно изучать цвета и формы. Макароны разного вида можно сортировать и считать.

Экспериментировать можно не только с макаронами, но и с различными крупами, горохом, фасолью.

Раз картошка, два картошка...

А как насчет арифметики? Ваш ребенок уже вполне в состоянии посчитать, сколько картофелин и морковок понадобится вам для супа. А по ходу дела ненавязчиво можно заметить: «Смотри, у нас тут три картофелины и две морковки. А всего – пять овощей». Заодно тренируем и логическое мышление, ведь мы объединили картошку и морковку одним понятием «овощи». Или доверить ребенку разобрать пакеты, принесенные из магазина, поиграв в «Классификации»: молочные продукты – на стол, овощи – на нижнюю полку холодильника, фрукты – в корзину.

Помогаем маме

Ребенку в возрасте 5-7 лет уже можно доверить простые кухонные операции. Например, почистить отварные яйца, перемешать салат, накрыть на стол, посчитав предварительно, сколько понадобится тарелок, ложек, вилок и ножей. Комментируем: «Нож – справа, вилка – слева». Именно в таких простых, но в то же время очень осмысленных действиях прекрасно закрепляются основные логические понятия. Для детей – это весьма интересный процесс, они чувствуют свою причастность к настоящему, взрослому делу. Конечно, вам захочется исправить его неумелые действия, поровнее поставить приборы и перемыть посуду после ребенка. Постарайтесь сделать это незаметно, зато в разговоре с мужем или подругой обязательно похвалите своего маленького помощника!

Что изменилось

Кухня – прекрасное место для того, чтобы потренировать внимательность. Разложите перед малышом несколько любых предметов (это могут быть фрукты, овощи, столовые приборы и пр.), для начала хватит 3-4. Теперь пусть ребенок отвернется, а вы уберите один из предметов. Более сложный вариант – не убирать предмет из поля зрения, а переставить на другое место. Задача малыша – восстановить исходное положение вещей.

Третий лишний

Это еще одна логическая игра, которая активизирует навыки анализа. Положите перед ребенком, допустим, яблоко, апельсин и коробок. Кто лишний в этой компании? Ответ нужно обязательно обосновать, причем, попытайтесь сделать это различными способами. Например, яблоко и апельсин можно катать, а коробок – нет. А почему? Потому что яблоко и апельсин – круглые, а коробок – прямоугольный. Яблоко и апельсин – съедобные, а коробок – нет. А что общего у этих предметов? Может быть, наличие оболочки (кожуры, коробочки), под которой спрятано содержимое? Как видите, открывается огромное поле для творческого мышления и нестандартных решений.

Попробуйте группировать предметы по форме (круглые или удлиненные), цвету, размеру (большие и маленькие), назначению (что пригодится для сладких блюд, а что – для соленых) и т.д.

Если ребенок уже знаком с буквами, можно выкладывать из магнитной азбуки слова (удобнее это делать на холодильнике): названия продуктов, кухонной утвари, меню сегодняшнего обеда и пр. В процессе ненавязчиво можно заметить, что говорится «нош», а пишется «нож», потому что «ножИ». Знания, полученные « на ходу», усваиваются значительно лучше!

Тили-тили тесто...

Специальное соленое тесто пригодится для поделок. Для такого теста необходимо смешать в равных пропорциях муку и мелкую соль, добавьте воды до консистенции мягкого пластилина, и после этого можно лепить самые разные фигурки, которые позже постепенно затвердеют на воздухе.

Но, возможно, ваш малыш жаждет на равных правах принимать участие в подготовке ужина? Тогда предложите ему раскатать песочное тесто, вырезать формочками печенье, украсить его изюмом или орехами. Вам останется лишь поставить противень с печеньем в духовку, а потом торжественно водрузить на стол первый кулинарный шедевр вашего чада.

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, а школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Используемая литература:

1. Андрианова Н. Я., Моисеева Н. П. Игры – занятия по кулинарии как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №6 (65).

2. http://mama.passion.ru

свернуть

Правильная организация питания, как средство формирования здоровья детей

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в образовательном процессе. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы дошкольного учреждения вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте.
развернуть

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в образовательном процессе. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы дошкольного учреждения вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте.

Большинство детей посещают детский сад. В данном учреждении дети должны не только получать четырехразовое питание, соответствующее возрасту, но и формировать представления о культуре питания, о его значимости для здоровья человека.

В Беларуси существует определенная нормативная база, регулирующая производство, ввод и оборот пищевой продукции детских учреждениях.

(Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» глава 11. «Требования к организации питания воспитанников учреждения дошкольного образования», выписка из Кодекса Республики Беларусь об образовании Статья 40. «Обеспечение питанием»)

Формирование культуры питания у воспитанников может быть реализовано через три основных направления:

1. Формирование представлений о:

значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.

роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.

полезности различных продуктов и блюд.

2. Воспитание культуры поведения за столом.

3. Соблюдение гигиенических требований.

Прием пищи должен проходить в хорошо проветриваемой, чистой комнате. Столы расставлены так, чтобы детям было удобно садиться и вставать из- за стола. За столом каждый ребенок имеет свое постоянное место.

Чего не следует допускать во время еды

◊Громких разговоров и звучания музыки.

◊Понуканий, поторапливания ребенка.

◊Насильного кормления или докармливания.

◊Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.

◊Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.

После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!

Группа раннего возраста

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть неосознанное желание быть аккуратными. На столах — скатерти, а лучше под каждый столовый прибор — салфетку, чистую, нарядную на вид. Эстетическое оформление стола — цветы, и, конечно, гигиенические салфетки. Красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки), порционированный хлеб в хлебнице.

Для каждого ребёнка должна быть приготовлена салфетка. Малыш сам расправляет и заправляет её, пользуется ею после еды. Благодаря этому мы сразу решаем несколько задач:

-знакомим с правилами поведения за столом,

-развиваем мускулатуру рук, особенно кисти,

-«настраиваем» организм на еду,

-побуждаем малыша к аккуратности.

Пользуясь салфеткой, ребёнок усваивает, что надо есть аккуратно, из-за стола встать с чистыми руками и лицом, а значит, экономится одна процедура мытья рук и лица.

Полоскание рта процедура новая и не такая уж и лёгкая, и педагог должен принимать в ней участие, показывая и рассказывая малышам, что и как нужно делать.

II младшая группа

Достигнув трёхлетнего возраста дети уже умеют и знают.
Знают:

-наименования и назначение основных столовых приборов, блюд;

-элементы сервировки стола;

-отчасти, как подготовиться к еде (вымыть руки, привести себя в порядок), --что сделать после еды (поблагодарить прополоскать рот)

Умеют:

-пользоваться ложками и вилкой;

-пить из чашки, есть с тарелок;

-откусывать, жевать;

-пользоваться салфеткой;

-прилагать старания, чтобы быть аккуратными.

Но детям ещё трудно:

-не набирать в рот много пищи;

-не отвлекаться, не разговаривать во время пережёвывания и глотания пищи;

-пользоваться ножом;

-спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо;

-есть всё по порядку;

-самостоятельно полностью готовиться к еде и выполнять после неё все -требуемые процедуры.

К четырём годам ребёнок может:

-сервировать стол, используя салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, ножи), тарелки, хлебницу;

-пользоваться ножом, десертной ложкой, вилкой;

-есть фрукты, мягкую и плотную пищу, десерт;

-ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики ---от конфет, использованные салфетки, столовые приборы;

-правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов, хорошо, тихо, равномерно -глотать, прилагать старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идёт ко рту, а не голова к тарелке; локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища);

-хорошо полоскать рот после еды;

-помогать взрослому в уборке посуды со стола;

-садится за стол с вымытыми руками, причёсанным и опрятным, не шуметь;

-если во время еды возникает необходимость в посещении туалета, -справляться самостоятельно и просить помощи у взрослого;

-перед едой и после неё не бегать и прыгать, а заниматься спокойной игрой.

Помните!

Дети в этом возрасте очень внимательны, они всё видят и слышат. следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки сложное дело.

Не забывайте!

Хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за аккуратность, неторопливость, культурные навыки, дружелюбное спокойное общение во время еды.

Не фиксируйте!

Во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

Средняя группа

У малыша на пятом году жизни меняется отношение к еде: его интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько её, насколько она ароматна и т.д.; он весьма чётко прислушиваться не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда, не позволяйте себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания:

-постарайтесь каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребёнком пользу (или её отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми, яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На занятии по физкультуре вы бегали очень быстро- это всё овсяная каша, которую вы съели на завтрак»; «Съедим салат из свёклы, и ваши щёчки будут красивыми, румяными» и т.д.;

-ребёнка нельзя заставлять есть. Предлагая ребёнку еду, учитывайте его аппетит: детям, едят медленно, неохотно, второе блюдо на тарелке лучше делить как бы на несколько порций- зрительно это уменьшает объём пищи и помогает её есть;

-комментируйте вслух успехи детей, а о промахах, неумении говорите каждому потихоньку, но настойчиво;

-по-прежнему технологию принятия пищи педагог проговаривает вслух, напоминая, что чем едят, как пищу берут с тарелки, а как со столовых приборов. Обращайте своё внимание на то, как дети держат чашку. В этом возрасте они могут делать это правильно- за ручку. Обращайте внимание на темпы еды и тщательное пережевывание пищи — только овладение этими двумя навыками питания поможет и сохранить зубы и уберечь желудок от многих заболеваний.

Старшая группа

Стол накрывают индивидуальными хлопчатобумажными салфетками. Посуда соответствует возрасту, она одинакова по форме и рисунку. Столовые приборы кладут с той стороны, с какой их нужно брать: вилка находиться с левой стороны в том случае, если есть нож, если ножа нет вилка - справа. Нарезанный хлеб выкладывают в хлебницы, которые ставят на каждый стол. Бумажные салфетки, в салфетницах, расставляют на столы. Если на третье подается компот, то его подают в чашках с блюдцами и чайными ложечками.

Сервировка.

  • Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2 см от края стола.

  • Ровно, параллельно раскладывают ножи - лезвием к тарелке, ложки носиком вверх. Вилки зубами вверх.

  • Соблюдают расстояние между приборами 0,5 см.

  • Чашки с чаем и компотом подаются только на блюдце и с ложкой, причем ручки чашек повернуты влево, а ложечек, находящихся на блюдце - вправо!

  • Всегда на столах имеются салфетки.

  • Соблюдается последовательность сервировки.

 

Правила поведения за столом

  • Мальчики подают стул девочкам со словами "прошу садиться" или "пожалуйста".

  • Дети правильно держат вилку, знают, когда следует держать ее, как ложку

  • Правильно держат ложку.

  • Умеют пользоваться ножом.

  • Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку.

  • Не едят с целого куска.

  • Не выбирают кусок на тарелке.

  • Рыбу, котлету, запеканку, рулеты едят с помощью вилки, без ножа.

  • Не вылизывают тарелку, не выливают в ложку, не пьют из тарелки.

  • Суп сначала пробуют, а потом едят, набирая 1/3 ложки, направляя в рот боковой частью.

  • При доедании супа тарелку наклоняют от себя.

  • Не запрокидывают голову во время питья компота.

  • Не наклоняются низко над тарелкой.

  • Пережевывают пищу с закрытым ртом.

  • Не чавкают.

  • Умеют пользоваться салфеткой, не вытирают рот, а прикладывают ко рту.

  • Использованную салфетку кладут справа под бортик тарелки.

  • Использованные столовые приборы: ножи, вилки, ложки, кладут на тарелки параллельно ручками влево, причем вилку выпуклостью вверх.

  • Благодарят после еды и убирают посуду.

  • При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик.

свернуть

Разъяснения по применению Постановления Совета Министров Республики Беларусь 16 февраля 2016 г. № 126 «О внесении изменений и дополнений в Постановлению Совета Министров Республики от 27 апреля 2013 г. № 317»

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307» предусмотрено изменение размера взимания с родителей (законных представителей) платы за питание детей. Устанавливается, что плата за питание детей взимается в размере 100 процентов (ранее 60 процентов) от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.
развернуть

Разъяснения по применению Постановления Совета Министров Республики Беларусь 16 февраля 2016 г. № 126 «О внесении изменений и дополнений в Постановлению Совета Министров Республики от 27 апреля 2013 г. № 317»

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307» предусмотрено изменение размера взимания с родителей (законных представителей) платы за питание детей. Устанавливается, что плата за питание детей взимается в размере 100 процентов (ранее 60 процентов) от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

После принятия данного постановления:

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования не взимается:

  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», а именно:
  • военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
  • военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

  • удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;
  • выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы – для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования снижается на 50 процентов:

  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приёмных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

  • удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;
  • удостоверение на право представления интересов подопечного и справка о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

  • справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приёмных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Пример 1. В семье воспитывается трое детей 5-ти лет, 14-ти лет и 17 лет. За питание ребёнка, получающего дошкольное образование, плата снижается на 50 процентов, так как он воспитывается в семье, имеющей статус многодетной.

Пример 2. В семье воспитывается трое детей 4-х лет, 12-ти лет и 18 лет. За питание ребёнка, получающего дошкольное образование, плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения, так как старшему ребёнку исполнилось уже 18 лет, что влечет за собой утрату статуса многодетной семьи.

Пример 3. Семья, воспитывающая двух детей дошкольного возраста, проживает на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения. Так как в данной ситуации имеются два основания для получения льготы по оплате за питание – 50 процентов для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, и 30 процентов – для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, льгота предоставляется по выбору родителей по одному из оснований.

Плата за питание снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребёнок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается справка о месте жительства и составе семьи.

Пример 1. В семье воспитывается двое детей: один ребёнок посещает группу учреждения дошкольного образования, второй – первый класс учреждения общего среднего образования, находящегося на базе учреждения дошкольного образования. В данном случае только один ребёнок получает дошкольное образование, поэтому родители оплачивают 100 процентов от действующих норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного образования.

Пример 2. В семье два ребёнка дошкольного возраста, один из которых приёмный. Оба ребёнка посещают учреждение дошкольного образования. За питание приёмного ребёнка плата снижается на 50 процентов, за питание родного ребёнка дошкольного возраста плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Пример 3. В семье воспитываются трое детей дошкольного возраста, один из которых приёмный. Все дети посещают учреждение дошкольного образования. За питание приёмного ребёнка плата снижается на 50 процентов, за питание двух родных детей, получающих дошкольное образование, – на 30 процентов.

Пример 4. В семье два ребёнка дошкольного возраста, один из которых имеет статус инвалида. За питание ребёнка-инвалида в учреждении дошкольного образования плата не взимается, а плата за питание второго ребёнка, получающего дошкольное образование, снижается на 30 процентов.

Пример 5. В семье воспитывается двое детей дошкольного возраста. Один из них получает дошкольное образование, второй – специальное образование на уровне дошкольного образования (например, посещает группу для детей с тяжелыми нарушениями речи). В данном случае плата за питание каждого ребёнка снижается на 30 процентов, так как один ребёнок получает дошкольное образование, а второй – специальное образование на уровне дошкольного образования.

Пример 6. В семье воспитывается двое детей – одному ребёнку 1,5 года, который находится дома с мамой (мама – в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до 3-х лет). Второй ребёнок 5-ти лет посещает учреждение дошкольного образования. Плата за питание старшего ребёнка взимается в размере 100 процентов, так как только один ребёнок из данной семьи получает дошкольное образование.

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения).

Плата за питание детей, посещающих дошкольные учреждения по гибкому режиму, группы кратковременного пребывания, устанавливается из расчёта: завтрак - 30 процентов, обед - 40 процентов, полдник - 10 процентов, ужин – 20 процентов от установленных денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника. Для расчёта платы за питание по гибкому режиму родителю (законному представителю) воспитанника необходимо написать заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

При расчёте платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребёнка.

свернуть

Как производить оплату за питание

Уважаемые родители! Произвести оплату за питание в детском саду можно: через АИС ЕРИП (инфокиоск, банкомат, интернет-банкинг и др.) через банк.
развернуть

ВАЖНО!

Уважаемые родители!

Произвести оплату за питание в детском саду можно:

  1. через АИС ЕРИП (инфокиоск, банкомат, интернет-банкинг и др.)
  2. через банк.

Во избежании различных неприятных ситуаций, при любом варианте оплаты, обязательно распечатайте и сохраните чек об оплате, чтобы в любой момент можно было подтвердить факт оплаты.

При первой оплате за питание воспитанника родители не смогут произвести оплату через АИС ЕРИП (инфокиоск, банкомат, интернет-банкинг и др.). Оплату можно произвести только через оператора банка, т.к. фамилия, табельный номер и сумма к оплате не будет найдена в базе данных ЕРИПа. При оплате по квитанции обязательно сообщите оператору банка, что оплата производится как вновь поступившего ребёнка в дошкольное учреждение.

Оплата за питание в детском саду производится не ранее 10-го числа после выставления базы за текущий месяц. Все оплаты, проведённые ранее указанного срока, относятся к базе прошедшего месяца и не будут соответствовать действительности.

Оплата за питание в детском саду производится до 25 числа текущего месяца. В случае не своевременной оплаты руководитель учреждения (заведующий) на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307 "О размере и порядке взимания платы за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования", снимает ребёнка с довольствия до погашения долга.

Льгота по оплате за питание предоставляется ТОЛЬКО после предоставления всех документов. Справки на предоставления льгот должны обновляться ЕЖЕГОДНО в начале года.

Для родителей имеющих 2-х детей получающих дошкольное образование в РАЗНЫХ дошкольных учреждениях необходимо представлять документы (справки) подтверждающие зачисление в дошкольные учреждение и своевременно информировать руководителей о выбытии одного из дошкольных учреждений.

При выявленных фактах несвоевременного информирования производится перерасчёт (доначисление) с дня выбытия.

При оплате за питания воспитанников, пожалуйста, обращайте внимание и проверяйте после оплаты наименование организации, расчётные реквизиты, расчётный счёт управления образования.

свернуть

Питание в учреждении дошкольного образования

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.
развернуть

Питание в учреждении дошкольного образования

 

В учреждении дошкольного образования организовано питание на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных с учетом требований Санитарных норм и правил "Требования для учреждения дошкольного образования", утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь  25 января 2013 года № 8.

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше - на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Ориентировочно в сутки ребенок 3-6 лет должен получать следующие продукты:

  • молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты - 500 мл,

  • творог - 50 г,

  • сметана - 12 г,

  • твердый сыр - 8 г,

  • масло сливочное - 23 г (в каши и на бутерброды),

  • обязательно растительное масло - 16 г (лучше в салаты, винегреты),

  • мясо – 57-60 г, птица – 15 г.

  • рыба - 32 г,

  • яйцо - 1/2-1 шт.,

  • сахар - 57 г,

  • кондитерские изделия (мармелад, зефир, варенье, мучные изделия)-16 г,

  • пшеничный хлеб - 90 г,

  • ржаной хлеб - 90 г,

  • крупы – 28 г,

  • макаронные изделия - 10 г,

  • картофель - 170 г,

  • различные овощи -210 г,

  • фрукты и ягоды - 180 г,

  • сок – 120 г.

 

Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

 

На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

 

Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

 

Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника. А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

 

Яйца полезны для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

 

У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

 

Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

 

Не рекомендуется!

 

Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

свернуть

Здоровое питание и детский сад

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.
развернуть

Здоровое питание и детский сад

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

Когда я ем, я глух и нем!

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом.

Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами - большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель - как лопаточку.

Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку - в левой. Взрослые должны приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.

Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) - это некрасиво.

Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.

Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.

Подготовлено старшей медсестрой Сдс №57 Меломедовой Л.А.

свернуть

Суточная норма витаминов

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами. Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.
развернуть

Суточная норма витаминов

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами. Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Среднесуточная норма физиологической потребности организма в основных витаминах

Название

Функция

Продукты, содержащие витамин

Суточная норма для детей 3-7 лет

Витамины группы В

В1

Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, органов желудочно-кишечного тракта. Участвует в углеводном обмене.

Хлеб из муки грубого помола, крупы, зернобобовые (горох, фасоль, соя), печень и другие субпродукты, дрожжи, мясо (свинина, телятина).

0,8 - 1,2 мг

В2

Поддерживает нормальные свойства кожи, слизистых оболочек, нормальное зрение и кроветворение.

Молоко и молочные продукты (сыр, творог), яйца, мясо (говядина, телятина, птица, печень), крупы, хлеб.

0,9 - 1,2 мг

В6

Поддерживает нормальные свойства кожи, работу нервной системы, кроветворение.

Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста.

1,0 - 1,4 мг

В12

Поддерживает кроветворение и нормальную работу нервной системы.

Мясо, рыба, субпродукты, яичный желток, продукты моря, сыр.

1 - 1,5 мкг

РР (ниацин)

Функционирование нервной, пищеварительной систем, поддержание нормальных свойств кожи.

Гречневая, рисовая крупа, мука грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, сушеные грибы.

10-13 мг

Фолиевая кислота

Кроветворение, рост и развитие организма, синтез белка и нуклеиновых кислот, предотвращение ожирения печени.

Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр.

100-200 мкг

С

Регенерация и заживление тканей, поддержание устойчивости к инфекциям и действию ядов. Кроветворение, проницаемость кровеносных сосудов.

Плоды и овощи: шиповник, черная смородина, сладкий перец, укроп, петрушка, картофель, капуста, цветная капуста, рябина, яблоки, цитрусовые.

45-60 мг

А (ретинол, ретиналь, ретиное-вая кислота)

Необходим для нормального роста, развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи.

Печень морских животных и рыб, печень, сливочное масло, сливки, сметана, сыр, творог, яйца, морковь, томаты, абрикосы, зеленый лук, салат, шпинат.

450-500 мкг

D

Участвует в процессах обмена кальция и фосфора, ускоряет процесс всасывания кальция, увеличивает его концентрацию в крови, обеспечивает отложение в костях.

Сливочное масло, куриные яйца, печень, жир из печени рыб и морских животных.

10-2,5 мкг

Е

Антиоксидант, поддерживает работу клеток и субклеточных структур.

Подсолнечное, кукурузное, соевое масло, крупы, яйца.

6-10 мг

Авитаминоз (витаминная недостаточность) - патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

  • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,

  • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,

  • присутствие в продуктах витаминов в мало усваиваемой форме.

Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

  • в периоды особо интенсивного роста детей и подростков

  • при особых климатических условиях

  • при интенсивной физической нагрузке

  • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях

  • при инфекционных заболеваниях

  • при воздействии неблагоприятных экологических факторов

  • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

  • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей

  • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства

  • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов

  • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

Рацион

В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Однако правильного подбора продуктов недостаточно. Учитывая незрелость пищеварительных органов ребенка, продукты нуждаются в щадящей кулинарной обработке. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы готовое блюдо было красивым, вкусным и ароматным.

свернуть

Питание детей дошкольного возраста

В каждом доме, семье науке о питании должны следовать постоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Знание законов питания должно приобретаться с детства. В основу правильной организации детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:
развернуть

Питание детей дошкольного возраста

В каждом доме, семье науке о питании должны следовать постоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Знание законов питания должно приобретаться с детства.

В основу правильной организации детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:

1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени – главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.

2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.

3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и др.), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.

4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.

5. Питание должно быть безопасным, которое обеспечивается 3 условиями:

-соблюдение ребенком правил личной гигиены;

-умение различать свежие и несвежие продукты;

-осторожное обращение с незнакомыми продуктами.

6. Кроме того, питание должно доставлять ребенку удовольствие. Приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл, являясь показателям безопасности продукта. Неприятный вкус воспринимается нашим организмом как сигнал тревоги - это есть нельзя! Поэтому чем выше уровень развития вкусовой чувствительности, тем выше уровень защиты его организма.

Интенсивный рост ребенка требует постоянного притока пластического и энергетического материала, источником которого является пища. Прежде всего, родители должны помнить, что не только недокорм, но и избыточное и однообразное питание вредны для организма.

Рекомендуемые объемы отдельных блюд для детей раннего и дошкольного возраста.

Наименование блюд

Ясельный возраст 
(1 – 3 года)

Садовый возраст 
(3 – 6 лет)

Завтрак

Каша (овощное блюдо)

150 гр.

200гр.

Яичное (мясные, рыбные, творожное) блюдо

60гр.

80гр.

Кофе (чай, молоко)

150гр.

200гр.

Обед

Салат

40гр.

60гр.

Первое блюдо

150гр.

200гр.

Блюдо из мяса, рыбы

60гр.

80гр

Гарнир

120гр.

150гр

Третье блюдо

150гр.

200гр.

Полдник

Кефир (молоко)

150гр.

200гр.

Булочка (печенье)

60гр.

90гр.

Ужин

Овощное (творожное) блюдо или каша

180гр.

250гр.

Молоко (кефир)

150гр.

200гр.

Промежутки между отдельными приемами пищи должны быть не менее 3,5 – 4 часов. Следует твердо придерживаться правила: давать кондитерские изделия и сладости можно и нужно только в конце еды. Практикуемое употребление сладостей (мороженое, пирожное) во время прогулки особенно вредно. Ужин необходимо проводить за 1,5-2 часа до сна. На ужин готовят легкие блюда, не рекомендуется за ужином наедаться до полного насыщения. Нельзя включать в детское меню на ужин жирные блюда, так как они не успевают перевариваться до наступления сна, во время которого переваривание пищи резко тормозится. Фрукты, ягоды и свежие овощи – незаменимая составная часть рациона, ежедневно должны присутствовать на столе.

В детских дошкольных учреждениях Фрунзенского района г. Минска было проведено анкетирование родителей по вопросам организации питания детей. По результатам: 56,1% детей не завтракают перед приходом в детское учреждение и около 18% не принимают пищу после возвращения. У 67,1% в ежедневном рационе отсутствуют мясные и рыбные продукты, у 62,6% - молоко и кисломолочные продукты. Только у 79,9% семей в питании используется йодированная соль, но при этом присутствует ежедневное употребление кондитерских и хлебобулочных изделий, что составляет 80%.

Можно сделать выводы, что со стороны родителей отмечается недостаточный уровень знаний по вопросам организации рационального питания детей и мало внимания уделяется правильному питанию в домашних условиях. Поэтому в ежедневном рационе ребенка обязательно должна присутствовать продукция, обогащенная витаминами, минералами и другими биологически активными полезными для здоровья веществами (овощами, фруктами, соками, продукцией с бифидобактериями, хлебом с добавлением пшеничных отрубей, с порошком морской капусты, витаминными добавками и др.). Такие пищевые продукты, как молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и коровье, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (желательно свежеприготовленные) должны входить в рацион ежедневно, другие пищевые продукты ( рыба, яйца, сыр, творог, сметана)- 2-3 раза в неделю. Питание должно быть щадящим по способам приготовления и предусматривать преимущественно варение, тушение, приготовление на пару.

Уважаемые родители, помните, что внимательное отношение к ребенку и правильная организация его питания - залог здоровья вашего ребенка.

свернуть

Питание детей в летний период

В работе дошкольного учреждения на период летней оздоровительной кампании создаются наиболее оптимальные возможности для проведения оздоровительной работы с детьми. Малыши большую часть времени проводят на свежем воздухе, совершают длительные пешеходные прогулки, усиленно занимаются посильным трудом, работая как в саду, так и на огороде; с ними активнее проводят различные закаливающие процедуры, увеличивают им нагрузку во время занятий по физкультуре.
развернуть

Питание детей в летний период

В работе дошкольного учреждения на период летней оздоровительной кампании создаются наиболее оптимальные возможности для проведения оздоровительной работы с детьми. Малыши большую часть времени проводят на свежем воздухе, совершают длительные пешеходные прогулки, усиленно занимаются посильным трудом, работая как в саду, так и на огороде; с ними активнее проводят различные закаливающие процедуры, увеличивают им нагрузку во время занятий по физкультуре.

Все это связано с повышенной затратой энергии и требует увеличения калорийности суточного рациона питания детей.

Для покрытия повышенной потребности детей в пищевых веществах и энергии в питание необходимо вносить соответствующие изменения.

Во-первых, калорийность питания детей в детском саду необходимо увеличить примерно на 10 – 15 %, что достигается путем увеличения количества молока (преимущественно в виде кисломолочных напитков, которые благоприятно действуют на организм ребенка), а также свежих овощей, фруктов и ягод.

Во-вторых, биологическая ценность детских рационов в летний период повышается за счет использования свежей зелени, обогащенной витаминами и микроэлементами.

Летом в рационы детей включают как огородную, так и дикорастущую зелень (проверенную и разрешенную к употреблению соответствующими организациями : медиками и специалистами ЦГСЭН): укроп, петрушку, щавель, крапиву, зеленый лук, шпинат, салат. Кроме того, в питание детей можно включать выращенные на участке детского сада или собранные в лесу разнообразные овощи, зелень ягоды, выращенные в саду яблоки (проверенные медиками и ЦГСЭН). Это делает пищу детей не только полноценнее, но и придает блюдам более привлекательный вид, возбуждает аппетит ( в жаркие летние дни у детей нередко он ухудшается). Обильный завтрак вовсе не означает, что он полноценный. Таким его могут сделать зелень, свежие фрукты, соки, салаты и каши, приготовленные наполовину из овощей, а также уменьшение количества продуктов, содержащих сахар. Давно замечено, что однообразное меню снижает аппетит детей. Поэтому добавление новых продуктов, новых блюд делает питание детей не только полноценным и разнообразным, но и привлекательным для детей.

В детских учреждениях ребенок получает примерно 75 – 80 % суточного рациона. Остальные 20 – 25 %, примерно 350 ккал, - детям раннего возраста и 470 ккал – дошкольного возраста дают дома. Пищу важно правильно распределять по количеству и объему в отдельные приемы. Наиболее целесообразным считается режим питания, при котором завтрак и ужин составляет по 25 % суточной калорийности; обед – 35 – 38 %, полдник – 12 – 15 %.

В общем режиме, имеющем непосредственное отношение к процессу питания и развитию аппетита, важно выполнять ряд санитарно – гигиенических рекомендаций:

  • длительное и активное пребывание детей на свежем воздухе;

  • обеспечение правильной и физической нагрузке на зарядке, занятиях и при организации подвижных игр;

  • мероприятия по закаливанию детского организма;

  • создание условий для практической трудовой деятельности детей на воздухе.

Перед едой игры должны быть спокойными. Перед обедом, ужином не рекомендуется делать длительные и утомительные прогулки , так как усталость угнетает пищеварение и снижает аппетит.

Необходимо учить детей с самого раннего возраста правильно относиться к еде, объяснять, как питание связано со здоровьем, В то же время питание не должно быть центром всех интересов ребенка. Следует сформировать у детей обычные вкусовые ощущения, не балуя их какими-то утонченными блюдами.

свернуть

О нормах питания

В учреждении дошкольного образования организовано питание на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных с учетом требований Санитарных норм и правил "Требования для учреждения дошкольного образования", утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 января 2013 года № 8.

а также 

 

 



свернуть