Советы психолога

Наши страхи

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
развернуть

НАШИ СТРАХИ

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.

свернуть

Поощрения и наказания

Проблема поощрения и наказания ребенка в педагогике и психологии – одна из самых практически злободневных. Типичные ситуации, когда она вспыхивает сигнальным огнем тревоги, известны всем в одном варианте: ребенок не слушается. Не слушается настолько, что начинает агрессивно сопротивляться любому воздействию взрослых и даже кричать: «Буду плохим!»
развернуть

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Проблема поощрения и наказания ребенка в педагогике и психологии – одна из самых практически злободневных. Типичные ситуации, когда она вспыхивает сигнальным огнем тревоги, известны всем в одном варианте: ребенок не слушается. Не слушается настолько, что начинает агрессивно сопротивляться любому воздействию взрослых и даже кричать: «Буду плохим!»

Такое поведение проявляется очень рано – к середине третьего года жизни ребенок может выбрать именно этот вариант поведения. Увы! Это далеко не устраивает взрослого, и он применяет все доступные ему воспитательные воздействия, чтобы ребенок немедленно стал хорошим, немедленно, сию минуту…

Заставить трудно, но, чаще всего, можно. Но вот почему ему хочется быть плохим? Разве мы не учим его с первого дня, что всеми одобряется и всячески поощряется только хорошее поведение, что только хорошие мальчики и девочки доставляют радость окружающим взрослым. А тут – «буду плохим!» Чем же сладок для ребенка этот запретный плод плохого поведения?

Только что пошел в ясли, весь первый день плачет. Трудно в два года надолго остаться без мамы. Уговаривают, утешают, а он упрямится: «Буду плакать, буду плакать!» Потом доверительно говорит матери: «Я буду плакать, и ты за мной придешь…» Уверен, что только слезами можно вернуть маму. Вот вам и упрямец, он просто по-другому не умеет наладить эти сложные отношения встреч, ожиданий, расставаний.

Упорно отказывается извиниться за проступок. Через некоторое время, когда страсти улеглись, бабушка спрашивает виновницу: «Ну, поняла, что ты неправильно сделала?» - «Поняла, я не говорила «извини». Вот и поняла! Ругали, наказывали за неуважительное отношение к бабушке, а она его и не заметила.

Дедушка никак не может найти верный тон с внуком: то заигрывает с ним, то предельно требователен. На запрещения деда внук практически не обращает внимания, дед выходит из себя и шлепает его. Малыш отчаянно набрасывается на деда: «Я буду деда бить…»

Агрессивность ребенка вызвана неопределенностью отношений, тем напряжением, которое эта неопределенность порождает. Чтобы осуществить выбор нужного, приемлемого другими способа поведения, малыш должен уметь этот выбор делать. Он еще только учится выбирать, оценивать, сопоставлять свои действия со взрослой шкалой оценок: хорошо - плохо.

Осуществить выбор ему помогает или мешает поведение взрослого. Помогает последовательность и однозначность действий, и мешает хаотичность, суетливость, изменчивость, непостоянство оценок. Вот поэтому такое большое значение в общении с ребенком в любом возрасте приобретает единство слова и дела взрослого, единство отношения и способов выражения отношения.

Дети только учатся строить свое поведение в соответствии с нравственными оценками, постоянство этих оценок как основа построения поведения не только в словах взрослых («правильно – неправильно»), но и в самих действиях по отношению к окружающему миру предметов, природе, людям, самому ребенку.

Родители, которые то заласкивают и задаривают своего ребенка, то по всякому поводу бездумно наказывают его, сами создают благоприятную почву для рождения агрессии и упрямства. Они как бы лишают растущего человека основы для нравственной оценки своих действий. В тех же случаях, когда буквально каждый шаг ребенка диктуется взрослым, когда опека переходит в подавление всякой самостоятельности, ребенок не научится важнейшему человеческому действию – самостоятельному выбору, самостоятельному умению оценить свои желания и возможности.

Воспитание неизбежно перерастает в самовоспитание, если человек научится осуществлять нравственно обоснованный выбор своего поведения. Этого не произойдет, если за него будут выбирать другие, если он не переживет радости победы над обстоятельствами, над собственной слабостью. Мещанский способ жизни тоже связан с ограниченностью выбора, нравственные отношения людей, стоящие за предметами и их свойствами, остаются недосягаемыми для мещанина, он просто не умеет их видеть.

Ребенок упрямится – это первый симптом неблагополучных отношений с нами, взрослыми. Это первый симптом возрастающей потребности ребенка в признании его самостоятельности другими людьми, в признании его возможности самому выбирать способ своего поведения. Ребенок агрессивен – задумайтесь: всегда ли вы последовательны в своей любви к нему, всегда ли, даже в ситуации наказания, вы следуете нравственному, истинно гуманному отношению к своим близким.

свернуть

Как избежать ошибок во время адаптации

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях: Ребенок усвоил правила поведения в детском саду, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками. Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду
развернуть

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:

  1. Ребенок усвоил правила поведения в детском саду, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.

  2. Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

Типичные ошибки родителей в период адаптации

  1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду дошкольного учреждения. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
    Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами» Я предпочитала ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.

  2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.

  3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

  4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку.

  5. Несоблюдение единства требований дома и в дошкольном учреждении. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.

  6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

  7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)

  8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

  9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском садуДругие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

  10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

  11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

  12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

  13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.

  14. Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.

  15. Отсутствие необходимости в посещении детского сада. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.

  16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу или других дел. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет. Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно не играют вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

свернуть

Рекомендации родителям первоклассников

Каждый год первого сентября вместе с первоклассниками мысленно усаживаются за школьные парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно овладевают знаниями, добиваются успехов. Совсем иные чувства испытывают родители, если ребёнок отстаёт, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к учёбе. Учителя говорят о целом спектре признаков неготовности детей к школе. Это могут быть недостатки развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферы.
развернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Каждый год первого сентября вместе с первоклассниками мысленно усаживаются за школьные парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно овладевают знаниями, добиваются успехов. Совсем иные чувства испытывают родители, если ребёнок отстаёт, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к учёбе. Учителя говорят о целом спектре признаков неготовности детей к школе. Это могут быть недостатки развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферы.

В некоторых семьях устраиваются самые настоящие мини-школы, в которых родители пытаются научить своих детей читать, писать, решать задачи.Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребёнка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться. Но умение читать и писать ещё не гарантирует успехи в обучении. Так, например, ребёнок неплохо читает, считает, имеет широкий круг представлений об окружающем мире, но на уроке не может сосредоточиться, небрежно выполняет задание.

В этом случае родители упустили менее заметное, но наиболее важное в подготовке ребёнка к школе — те качества, которые необходимо формировать у него в дошкольные годы, что бы процесс усвоения новых знаний и умений шёл успешно.

Вот почему, готовя ребёнка к школе, родители и воспитатели, прежде всего, должны учитывать его индивидуальные особенности.

Дети-флегматики

Медлительны и усидчивы, у них низкий темп деятельности.

Они не могут быстро ответить на вопросы, переключиться с одного вида деятельности на другой.Зная эти особенности своего ребёнка, родители не должны торопить его, т.к. это нервирует малыша и может привести к ещё большей скованности и потере инициативы. Задача взрослых при подготовке таких детей к школе — способствовать развитию уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнение задания в более быстром темпе. В этом помогут своевременно сформированные умения и навыки самостоятельной работы.Полезно использовать приёмы опережающего воздействия, то есть заблаговременно напоминать ребёнку о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении сроков завершения работы, о предстоящей новой деятельности и т.п.Такие указания помогают ему вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Родители должны использовать разнообразные положительные оценки, стимулируя ребёнка к более активным и целенаправленным действиям.

Дети-холерики.

Для них характерны непоседливость, подвижность, потребность в шумных играх.

Они часто приступают к выполнению задания, не дослушав объяснение до конца. Работают быстро, но небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок. Эти черты поведения, закрепившись, могут стать серьёзным препятствием для успешного школьного обучения. Находясь в атмосфере повышенного внимания взрослых, постоянного одёргивания, сдерживания, ребёнок становится нервным, конфликтным, перестаёт реагировать на замечания и указания взрослого. Главное в подходе к таким детям — дать полезное направление их энергии. Достигнуть этого можно, приобщая к интересным и нужным делам, играм, поручениям, вкоторых находит выход их природная актив­ность. Можно попросить ребёнка проверить, правильно ли выполняется та или иная работа, дать ей оценку. Необходимо помочь малышу осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда, поощрять старательность и терпение, организовывать спокойную деятельность (конструирование, рисование, ручной труд), использовать приёмы сдерживания активности («Подожди начинать, сначала подумай ещё раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, когда краска подсохнет» и т.д.). Полезным оказывается приём, который ставит ребёнка в позицию обучающего («Расскажи и покажи мне, как склеить домик»). Ребёнок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Главное не корить за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его. Важно показывать холерику красоту культурных поступков, внушать необходимость проявления сдержанности, внимания.

Ребёнок сангвинического темперамента

Отличается живостью, активностью, любознательностью.

Он-работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. Процесс адаптации к школьному режиму, коллективу, требованиям учителей протекает у таких детей довольно быстро и благополучно. Ребёнок-сангвиник быстро устаёт от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится к её прекращению. Он может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручение взрослого и предпочесть более интересное занятие. При подготовке таких детей к школе необходимо формировать у них умение доводить начатое до конца, не допускать появления привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность. К ребёнку-сангвинику можно предъявить повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить выполнить заново и самому оценить полученный результат. Родителям нужно пытаться углубить у него интерес к какому-либо занятию, показывать новые, привлекательные стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять настойчивость, старательность и целеустремлённость.

Дети с проявлениями меланхолического темперамента.

Они отличаются повышенной чувствительностью и обидчивостью, настороженностью по отношению к чужим людям и событиям, дольше других адаптируются к школе, с трудом входят в новые условия.

В обстановке жёсткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляются скованность, активность их затормаживается. Они быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки. Задача взрослых при подготовке таких детей к школе — вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью положительной оценки их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях. Хорошо выполнить новое дело («Я знаю, у тебя должно получиться. В прошлый раз, помнишь, как хорошо получилось?»).Ребёнку целесообразно дать такие задания, с которыми он справится, и результат увидят сверстники. Можно, например, попросить его сделать подарок малышу или другу.Успех укрепляет ребёнка, пробуждает уверенность в своих силах при решении более сложных задач. Большое значение для таких детей имеют контакты с родителями, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогут ребёнку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию.

свернуть

Детские игры и игрушки

Другие же родители считают, что, наоборот, малыша надо все время занимать игрой, они буквально ни на минуту не отходят от него. То мама показывает, как бежит и лает собачка, то папа заводит игру с мячом, то бабушка звенит погремушкой...
развернуть

ДЕТСКИЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ

Ситуация 1.

Десятимесячному малышу купили игрушку и положили ее в манеж - пусть играет! Но ребенок подержал ее в руке, а затем... забыл о ней. "Не понравилась", - считают родители и покупают малышу еще и еще игрушки. Однако вскоре они убеждаются, что, несмотря на то что игрушек много, ребенок все же почему-то не играет ими. Почему? Делают вывод: "Наш ребенок не любит играть" - и поэтому не стараются развивать игровую деятельность малыша.

Другие же родители считают, что, наоборот, малыша надо все время занимать игрой, они буквально ни на минуту не отходят от него. То мама показывает, как бежит и лает собачка, то папа заводит игру с мячом, то бабушка звенит погремушкой...

Кто же из родителей прав? Те, которые не считают нужным поиграть с малышом, или те, которые постоянно забавляют его? Надо ли учить ребенка играть? 

Комментарий психолога:

К сожалению, ни те, ни другие родители не правы. Здесь нужна золотая середина - надо, чтобы ребенок был заинтересован игрушкой. А это возможно тогда, когда он знает, как с ней играть. Поэтому, прежде чем дать игрушку, а тем более новую, надо ее обыграть с ребенком, показав ему, как действовать с ней.

Выберите время, подходящее для игры, когда ребенок накормлен, спокоен, когда в комнате тихо: он должен сосредоточиться на действии с игрушкой и на вашем показе. Назовите игрушку: это матрешка. Или: это палочка, а это колечко. Покажите действие с игрушкой, например как надеть колечко на палочку. Скажите: "Надену колечко!" Ваши слова мобилизуют внимание ребенка. Покажите два-три раза, как это делать.

Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Вот почему нельзя ждать от ребенка, чтобы он играл даже тогда, когда окружен множеством игрушек: ведь он не знает, как ими действовать! Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его развитием, показывая примеры действий, обогащает опыт ребенка.

Но не думайте, что надо все время занимать малыша: действия взрослого не должны подавлять детскую активность, иначе ребенок привыкнет к тому, чтобы его всегда занимали, играли с ним, и не захочет играть один.

Ситуация 2.

Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя: 
- Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у малышки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?

В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно? Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, "много разнообразных игрушек"?

Комментарий психолога:

Если ребенка всегда забавляли взрослые, не побуждали его к самостоятельным действиям, не учили играть, то у него возникает пассивное, созерцательное отношение к игре: он чаще наблюдает за действиями других, но сам в игру не включается. Недопустима передозировка игрушками: когда их слишком много, они рассеивают внимание, ребенок то за одну берется, то за другую.

Как приучить ребенка играть одному?

Прежде всего следует подобрать такие игрушки и игры, которые располагали бы ребенка к такой игре. Это могут быть кубики, куклы, матрешки, разнообразные пирамидки. А когда малыш подрастет, можно дать в его распоряжение конструктор, мозаику, настольный строитель. Но это еще не все. Ведь сами по себе игрушки не решают дела, если ребенок не знает, как играть с ними. Надо их обыгрывать вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними, во что и как играть. Особенно это важно для самых маленьких, так как они не имеют еще достаточного опыта, чтобы, опираясь на него, развернуть игру.

Ситуация 3.

Игра закончена. Как не хочется после себя убирать игрушки! Каждый раз четырехлетняя Машенька чуть ли не со слезами приводит в порядок свое игровое хозяйство.

- Ну-ка, кто быстрее наведет у себя порядок - ты или я? - предлагает мама своей малышке, - ты соберешь свои игрушки, а я пока вымою тарелки и уберу со стола. Только - чур! чтобы все было как следует, аккуратно.

Этот прием не раз выручал, и дело обходилось без капризов. А в следующий раз изобретательная мама поступает так:

- А теперь пора собираться гулять. Все игрушки - по местам! Кукла Наташа, посмотри, как Машенька станет наводить у себя порядок, а потом расскажешь мне: аккуратная ли наша Машенька?
Мама наклоняется к кукле и что-то ей шепчет на ухо.
- Что ты сказала ей? Что? Скажи мне! - любопытствует малышка.
- Не скажу. Это наш секрет с Наташей. Узнаешь после того, как уберешь игрушки. Правда, Наташенька, после скажем?

Кукла Наташа кивает головой и водворяется на самое видное место: она "смотрит", как убирается ее маленькая хозяйка. Мама уходит из комнаты. Девочка спешит, и строитель уложен в ящик небрежно, так, что крышка не задвигается. "Может быть, ее можно не задвигать, а положить прямо сверху?" - думает девочка. Оглядывается на куклу. - "Но, видимо, этого делать нельзя: кукла Наташа так укоризненно смотрит!"

Наконец, все в порядке. Мама входит в комнату, берет куклу на руки. Девочка видит, как они о чем-то "шепчутся". А потом мама говорит ей:
- Моя дочка - аккуратная девочка. Она молодец: всегда хорошо убирает свои игрушки. Правда, Наташа? - кукла кивает малышке в знак согласия.
- А теперь скажи секрет! - просит девочка.
Мама и кукла Наташа о чем-то таинственно потихоньку разговаривают.
- Сказать Машеньке? (Кукла согласно кивает.) Наташа по секрету мне сказала: "Очень люблю Машу: она аккуратная, любит свои игрушки, хорошо за ними ухаживает".

Девочка довольна, с хорошим настроением отправляется гулять.

Как вы думаете, почему приемы, используемые матерью, оказались столь эффективны? Почему ребенок не только не ослушался мать, но и с хорошим настроением отправляется гулять? Почему так важно, чтобы ребенок всегда убирал за собой игрушки? Какое это имеет значение в его воспитании?

Комментарий психолога:

Даже совсем маленькие дети должны убирать игрушки. С этого начинается воспитание аккуратности, любви к порядку, бережного обращения с игрушками, вещами; маленькие дети хорошо откликаются на игровые приемы, и всё, что связано с игрой, им близко и понятно, радует и увлекает их. Вот почему благодаря игровому подходу взрослые легко добиваются от него выполнения распоряжения. Эти приемы особенно оправданы по отношению к самым маленьким. С возрастом ребенка такого рода игровой прием сам по себе отпадает, зато привычка послушания, привычка убирать за собой вещи к тому времени будет прочной.

Ситуация 4.

- Девочка одета нарядно: пышное, в горошек платье, прозрачный бант в волосах, блестящие туфли - все совсем-совсем новое. А это, конечно, очень приятно, в особенности когда видишь, что на тебя с восхищением смотрят такие же, как ты, девочки!

Держась за мамину руку, она не шла, а парила над землей. Остановившись в сквере возле одной из скамеек, мама расстелила на скамью газету, усадила на нее дочь.

Девочка сидит чинно, с достоинством, помня мамин наказ не помять и не испачкать новое платье. Это нетрудно и, пожалуй, даже приятно: ведь она - предмет всеобщего внимания. Но нелегко усидеть, когда видишь, что на тебя уже никто не обращает внимание и очень хочется играть. Девочка сначала прыгает на одной ножке, а затем хочет присоединиться к играющим. Но мамино "нельзя, испачкаешь платье" предотвращает ее намерения.

Она долго стоит возле мамы. Затем пытается играть в классики. Но снова:
- Лиля, не бери руками камешки, они пыльные. Потом возьмешься за платье и испачкаешь его.

Девочка снова возле мамы. Снова с тоской смотрит на бегающую, играющую, прыгающую детвору. Затем опять не выдерживает и с робкой надеждой просит:
- Можно в песок поиграю?
- Да ты что! - взрывается мама. Не понимаешь разве, что новое платье испачкаешь?

Лиля страдает от скуки. Ох уж это новое платье! Оно сейчас почти ненавистно ей!
Она присаживается на корточки и начинает чертить пальцем по песку.
- Ты опять за свое! - негодует мама.- Встань сейчас же!

Знала бы - ни за что не надела это платье!

"Нельзя", "не ходи", "осторожнее - испачкаешься" то и дело останавливают жаждущего действий ребенка. Из-за нового платья девочка не может играть, просится домой.

...Теперь, на обратном пути она уже не замечала восторженных взглядов ее сверстниц. Ей хотелось надеть старенькое, простенькое платье, в котором можно играть в песок, в классики, в мяч, с такими же, как она, девочками.

Какие выводы можно сделать на основании описанного? Удовлетворяет ли ребенка подобная прогулка и почему? Как надо одевать детей в разные сезоны года?

Комментарий психолога:

Целесообразно одевать ребенка - это значит учитывать предстоящую деятельность и те условия, где он будет находиться. Нарядный костюм не следует надевать на прогулку, ведь ребенок захочет поиграть, побегать, а если он лишен этой возможности, то прогулка не в радость, не приносит пользы. Одежда для каждого дня должна быть теплой и легкой, удобной и целесообразной, не стеснять движений.

Ситуация 5.

Дети (6 - 7 лет) играют в летчиков. Не беда, что нет настоящего компаса, его заменяет железная банка, а прыгалки - кислородный прибор, который надевается на летчика при полете. В руках у командира самодельный бинокль. Построив летчиков, командир учит их ходить в строю, а те послушно выполняют его команду. И вот по сигналу "Взлет!" первый в строю начинает делать замысловатые движения руками, имитируя полет. Другие дети проявляют нетерпение: хочется показать свое умение в "высшем пилотаже". Кто-то даже поторапливает командира. Но тот не спешит командовать посадку.
- Нельзя торопиться, можно погибнуть.

Нетерпеливый Саша толкается в строю, намеревается идти на взлет без очереди. Его не пускают. Командир пытается навести порядок. Но на Сашу это не действует: ведь он часто ведет себя так, а главное - любит быть первым. Командир приказывает:
- Я лишаю тебя полетов на 2 месяца! - строго говорит он.

Саша повинуется, неохотно выходит из строя. Явно с трудом пересиливая свою строптивость, он послушно стоит в стороне. Как это нелегко! Но приказ есть приказ. Не подчиниться командиру просто невозможно! Да и мнение командира разделяют члены экипажа...

Саша время от времени глядит на командира. Затем не выдерживает и миролюбиво просит:
- Товарищ командир, уже прошло два месяца, я исправился!
Командир будто и не слышит. Саша снова напоминает о себе:
- Ты что забыл про меня? Я ведь исправился...
- Становись в строй, - разрешает командир.

Лицо Саши озаряется счастливой улыбкой. Он быстро занимает свое место среди играющих. Игра продолжается.

Комментарий психолога:

В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила игры, если надо, то и умерять свое нетерпение, быть подтянутым, дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый Саша, будь он вне игры, вряд ли послушался товарища, но в игре вынужден подчиниться требованию командира, а капитан должен быть примером для других - роль, как говорится, обязывает! В игре, как ни в какой другой деятельности, со всей полнотой и отчетливостью раскрываются и шлифуются черты личности ребенка. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Тот ребенок, который играет дисциплинированно, будет потом проявлять себя и в школе как дисциплинированный.

Ситуация 6.

Четырехлетняя Машенька на прогулке набрала мелких камешков, заполнив ими карманы пальто. Решила, что дома будет ими играть.

Мама заметила оттопыренные карманы Машенькиного пальто.
- Что это? Зачем в дом несешь всякий мусор? Да и карманы порвешь. Только и убирай за тобой!
- Это камешки... красивые... Я ими играть буду.
- Выбрасывай сейчас же! - настаивает мама, и ... камешки летят в разные стороны.

Девочка плачет: жалко расставаться с таким сокровищем, да и не хочется отстать от подружки Марины.
- Посмотри, что у меня есть, - каждый раз с восторгом показывает она Машеньке еще какую-нибудь новую находку. И чего только нет у этой девочки: ракушки, прутики, камешки, шишки. Дома в уголке для игр есть самоделки из природного материала: человечки из шишек и желудей, кукла из соломы, засушенные цветы и листья и многое другое. Родители помогают ей мастерить игрушки и даже пополняют ее игровое хозяйство интересными находками. Вот, например, сучок, похожий на грача, который нашел папа. А вот целая композиция из яичной скорлупы и пластилина, сделанная для Марины старшей сестрой - школьницей.

Кто поступает правильно - Машенькина мама или родители Марины?

Комментарий психолога:

Помимо разнообразных игрушек, которые можно купить в магазине, детям необходимы такие, которые можно сделать самим (конечно, не без помощи взрослых), например из природного материала (его тоже интересно собирать, если рядом взрослый). Ребенок, обладая фантазией, мысленно превращает любую находку в желательный образ: листья - в деньги, камешки - в сахар, прутики - в макароны... Играя, ребенок непременно творит, фантазирует. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело - фантазия ребенка дополнит действительность.

Ситуация 7.

- Идем домой! - говорит мать четырехлетнему сыну.
А тот будто и не слышит ее, продолжает играть в песок. Мать возмущена.
- Я кому сказала! Ты слышишь, что я тебе говорю, - взрывается она.
Мальчик махнул рукой и отвернулся от нее. Выведенная из терпения, мать тащит сына от играющих. Сын, плача и упираясь, едва успевает за почти бегущей мамой.

И другой пример.

Дашенька (ей 4 года) играет в детский сад. Игра в разгаре, а мама зовет ее обедать. Мама строго придерживается установленного режима и потому находит остроумный способ завершить дочкину игру.
- Уважаемый воспитатель! Ваши дети хотят кушать. Вы слышите сигнал на обед! - говорит она, постукивая совочком о ведро. - Стройте в пары ребят и пойдемте обедать.

Девочка, подхватив игровой тон матери, без скандала подчиняется ей. Отправляясь без капризов домой, малышка "захватила с собой" хорошее настроение, продляя игру, содержание которой обогатилось за счет вмешательства взрослого.

Сравните описанные ситуации и сделайте вывод, почему в одном случае ребенок не слушает мать и покидает игру со слезами, а в другом уходит домой в хорошем настроении. 

Комментарий психолога:

Как закончить игру? Обычно мы не задумываемся над этим и чаще всего неожиданно для детей прерываем ее развитие.

- Ну, поиграли и хватит! Пора обедать, - обычно заявляем мы тоном, не допускающим возражений. И если дети, заигравшись, "не слышат" наших распоряжений и не подчиняются нам, то мы горячимся и прибегаем к еще более радикальному приему: берем неслуха за руку и буквально оттаскиваем от играющих. Игра заканчивается конфликтом между взрослым и ребенком и как следствие детскими капризами, слезами, нежеланием есть, спать и т. п.

Ребенку прервать игру трудно: он настолько вживается в роль, что ему не удается по нашему приказанию переключиться от игры на мир реальный. Его мысли, эмоции, воображение всецело во власти игры, и потому мы должны как бы подготовить малыша к переходу для предстоящих новых дел. Старшего дошкольника можно предупредить: "Скоро пойдем обедать. Через несколько минут пойдем домой". Дать несколько минут ребенку для доигрывания. И если вы всегда будете поступать так, он привыкнет к этому и станет подчиняться вам. На детей помладше действует игровой прием, как это было описано во втором случае.

Ситуация 8.

Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и "немедленно собираться гулять". Но девочка просит подождать еще чуть-чуть, а потом "еще минуточку"... Ей непременно хочется закончить начатое дело.

Возмущенная неповиновением, мать отбирает пластилин и заставляет дочь одеваться.
- До чего же упряма! - сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.

Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки?

Комментарий психолога:

Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему внешнему выражению в поведении ребенка. Но их путать нельзя, ибо упрямство - отрицательное проявление поведения ребенка.

Стремление достичь задуманной цели - хорошая черта, и родители должны стараться укреплять ее, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребенку завершить начатое, чтобы не гасить в нем целеустремленные действия.

Упрямство присуще избалованным детям, привыкшим к чрезмерному вниманию, излишним уговорам. Оно возникает также и тогда, когда детей часто одергивают, покрикивают на них, ограждают бесконечными запретами. В этом случае детское упрямство - результат неправильного подхода - является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока "воспитательных" мер.

Ситуация 9. 

Костя, как зачарованный, остановился возле лужи. Прежде всего он попытался измерить ее глубину. Разумеется, самым примитивным способом: постепенно погружая ботинки с пятки на носок, все дальше и дальше удаляясь от "берега". К восторгу Кости, лужа оказалась не только огромной, но и глубокой. Далее в ход были пущены более совершенные "измерительные приборы" - прутик и палочка.

Когда "море" было изучено вдоль и поперек, маленький исследователь принялся бросать камешки, наблюдая за всплеском воды и кругами, превращающимися возле "берега" в настоящие волны.

Наконец, и этот эксперимент был завершен. А что если теперь забросить мяч на самую середину, а затем при помощи все тех же камешков пригнать его к противоположной стороне лужи?

Костя так и сделал. Но, к великому изумлению любознательного экспериментатора, опыт дал совершенно неожиданный результат: мяч сам каким-то чудом возвращался назад.
- Что такое? Отчего бы? - размышляет мальчик. - Ах вот она, разгадка! Появившаяся рябь на воде подсказывала, что это ветер гнал мяч прямо к Косте.
Опыт повторялся еще и еще раз и все с тем же отрадным результатом.

Однако почти все открытия сопряжены не только с победами... Костю ждала неудача. Мяч недвижимым поплавком застыл в самой середине лужи. Ветер утих, а камушки, как нарочно, пролетали мимо!
Стоит ли описывать Костино смятение! Наконец, мужественный экспериментатор ринулся за мячом в самую пучину прямо в ботинках. Когда он был уже у самой цели, во дворе появилась мама... Взрыв гнева последовал мгновенно: мать отшлепала сына.
- Несносный! Что натворил!.. Погоди у меня! Дома я тебе еще добавлю! И о поручении забыл!
Сын плакал...

Проанализируйте, какие особенности проявились в действиях ребенка. Можно ли оправдать действия матери? Как вы поступили бы на ее месте? 

Комментарий психолога:

Игры, которые содержат в себе элементы экспериментирования, как, например, в описанном примере, особенно увлекают ребенка, он невольно может забыть о наставлениях взрослых, запретах, поручениях. (Как это и случилось с Костей.) Будучи в роли экспериментатора, он выглядел, с точки зрения взрослого, злоумышленником: забыл о поручении мамы, залез в лужу, промочил ноги... В склонности дошкольника к экспериментированию проявляется одно из ценных свойств - стремление к узнаванию нового. Задача взрослых - предоставить детям открывать мир, но не стихийно, а целенаправленно, предупреждая тем самым рождение экспериментов с отрицательными последствиями. Важно предвидеть, основываясь на знании своего ребенка, в каких пределах допустимо предоставлять ему самостоятельность.

Физические меры воздействия в любом случае недопустимы. В данном же случае наказание вообще не оправдано: ребенок не допустил ничего аморального. Достаточно было ограничиться строгим внушением.

свернуть

Дети и телевизор

У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции (ну что хорошего может дать ребенку телевизор?). Так ли это на самом деле?
развернуть

ДЕТИ И ТЕЛЕВИЗОР

У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции (ну что хорошего может дать ребенку телевизор?). Так ли это на самом деле?

Высказывания в прессе на эту тему встречаются на каждом шагу. Научных публикаций - совсем немного. В основном результаты социологических опросов, наблюдений за детьми и немногочисленных экспериментов.

Агрессивные фильмы

Американские психологи подсчитали: средний подросток к двенадцати годам успевает стать свидетелем 100 тысяч сцен насилия по телевидению. Что дальше? Частое созерцание сцен насилия может повысить склонность к агрессивному поведению. Это подтверждается экспериментами американских и бельгийских психологов. У дошкольников и детей восьми-девяти лет определяли уровень агрессивности до и после просмотра мультфильмов с агрессивным содержанием. После просмотра уровень агрессивности у детей повышался.

В Германии опрашивали матерей дошкольников - что именно дети смотрят по телевизору и в течение какого времени. Ответы матерей совпали с результатами психологического обследования их детей. Чем больше и дольше ребенок смотрит агрессивные мультфильмы, тем выше обнаруженный у него после этого уровень агрессивности. Причем это не зависит от коэффициента интеллекта у ребенка и социально-экономического положения его семьи.

Исследователи объясняют это так: если ребенок чрезмерно увлечен агрессивными мультфильмами, он начинает отождествлять себя с агрессивными персонажами. Он перенимает опыт решения проблем с помощью агрессии. А если в его окружении (в семье, в среде сверстников) этот опыт одобряется и подкрепляется, образуется порочный круг. Не на всех детей такие мультфильмы влияют именно так. От чего это зависит? Можно выделить четыре фактора, влияющих на возникновение агрессивности:

- от степени агрессивности содержания мультфильма и длительности его просмотра;
- от личностных особенностей ребенка, от того, как он интерпретирует содержание;
- от семейного стиля воспитания;
- от того, насколько сильно влияние на него со стороны сверстников.

Существует и находит поддержку следующая точка зрения: фильмы (в том числе мультфильмы) с агрессивным содержанием полезны, так как помогают избавиться от отрицательных эмоций. Исследования показывают, что это, мягко говоря, не совсем так. После просмотра такого фильма агрессивность у детей повышается.

Освободиться от возникшего напряжения, агрессии можно вербально, то есть с помощью слов, высказываний, или с помощью физических действий. Такой прием используют в работе с детьми психотерапевты. Но тут нужно учитывать вот что: это дает лишь временное снижение напряжения. Кроме того, ребенок может привыкнуть отвечать на конфликты в общении именно так. А ведь существуют и другие, более конструктивные способы.

Телевизор и детские страхи

Фильмы с агрессивными сюжетами, фильмы-боевики, фильмы-"ужастики" смотрят и дети и взрослые. И привлекает их здесь практически одно и то же. Динамизм сюжета, активное физическое взаимодействие, ловкие трюки, мастерски выполненные спецэффекты, эмоциональное напряжение и др. Но при этом нормальный взрослый относится к происходящему на экране критично. Он может отделить сюжетный видеоряд от того, что действительно происходит в жизни. Ребенок тоже может "сделать скидку" на особенности жанра. Но эта способность отделять вымысел от реальности зависит от его возраста.

Мы, взрослые, не задумываемся о том, что такого страшного в классических детских сюжетах. Например, в сказке о Синей Бороде или о Белоснежке и семи гномах. Между тем создатель знаменитого кукольного театра Сергей Образцов совершенно серьезно не рекомендовал приводить на спектакль "Красная Шапочка" детей младше пяти лет. Он считал, что сцены, в которых волк глотает бабушку, а потом Красную Шапочку, могут травмировать малышей. Объяснения взрослых, что это происходит только в сказке, не убеждают маленького ребенка. Ведь он только что видел это своими собственными глазами.

Большинство детей шести лет уже, как правило, спокойно воспринимают сказочных чудовищ и злодеев. Но для них травмирующим фактором в сюжете может стать другое - например, то, как там обращаются с детьми. В некоторых сказках и фильмах с маленьким ребенком обращаются жестоко: его бросают родные, никто не защищает. Есть данные наблюдений: при просмотре фильма "Парк юрского периода" малыши пугались ужасных динозавров. А семилетних гораздо больше травмировали сцены, в которых взрослые подвергали детей риску.

Трудно полностью уберечь ребенка от страшных сцен. К восьми-девяти годам дети понимают, что фильмы в основном - это вымысел. Но теперь они особенно остро воспринимают программы новостей, в которых сообщается о насилии, терроризме, жестокости. Негативные эмоции особенно сильны, если жертвами становятся дети. Ребенок представляет себя на их месте, ему могут начать сниться страшные сны, появляются навязчивые мысли, постоянная тревога.

Да, детей надо предупреждать о возможных опасностях. Но это не значит, что просмотр криминальных новостей придаст им сил и уверенности при встрече с реальной опасностью в жизни.

Как и во всем, нужно чувство меры. Надо учитывать уровень психической зрелости ребенка, его индивидуальную уязвимость, подверженность страхам.

Телеиммунитет

Есть у нас, взрослых, и другие претензии к нашему телевидению. Кого-то особенно возмущает навязчивая реклама, примитивные сериалы, пошлые ток-шоу. Другого больше беспокоит, как ребенок воспринимает кадры с дерущимися депутатами в Госдуме, косноязычными и нетрезвыми политиками, вульгарную речь, перемешанную с блатными и матерными словечками. Список можно продолжать (порнографические и садистские фильмы, смакование подробностей криминальных расследований, всевозможные игры, обещающие быстрое обогащение и т.д.).

Иногда хочется, чтобы ребенок вообще этого не видел и не слышал. Что делать?

- Смотреть вместе с ребенком и подростком самые разные передачи. Даже если это противоречит вашим собственным пристрастиям и художественному вкусу.

- Не комментировать каждый раз: это хорошо, а вот это плохо. Спрашивать его мнения, уважать вкусы и пристрастия.

- Иногда оперировать фактами. Например: подставные участники с вымышленными историями кочуют из одного ток-шоу в другое, драки между соперницами в этих же шоу грубо инсценированы и т. д.

- Помогать ребенку выбирать в программе фильмы и передачи, заслуживающие внимания. Если иммунитет к пошлости и безвкусице и не передается генетическим путем, выработать его у ребенка нам вполне по силам.

 

свернуть

Застенчивый ребенок

Наш 11-летний сын очень застенчив. Каждый раз, когда мы знакомим его с новыми людьми, он лишь едва признает факт их существования и чувствует себя очень неловко. Если какой-то ребенок пытается завязать с ним простой разговор, он становится почти немым. Как мы можем помочь ему чувствовать себя увереннее с людьми, особенно с ровесниками?
развернуть

ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК

Наш 11-летний сын очень застенчив. Каждый раз, когда мы знакомим его с новыми людьми, он лишь едва признает факт их существования и чувствует себя очень неловко. Если какой-то ребенок пытается завязать с ним простой разговор, он становится почти немым. Как мы можем помочь ему чувствовать себя увереннее с людьми, особенно с ровесниками?

Коротко о главном: одна из основных причин застенчивости детей заключается в том, что их называют застенчивыми. Не позволяйте никогда и никому называть ребенка застенчивым - ни учителю, ни друзьям, ни родственникам, ни братьям и сестрам, ни незнакомым людям.
Робкие и застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Они ограничивают свой опыт, не подвергая себя неизбежным социальным рискам, и в результате не чувствуют себя уверенными в различных ситуациях. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей будет преследовать их всю жизнь. И наконец, появится боль социального отторжения. К счастью, мы можем помочь детям чувствовать себя увереннее в группе, привив им навыки общения.


Пять советов, как помочь детям преодолеть застенчивость: 

Воспользуйтесь следующими пятью советами, чтобы помочь ребенку стать уверенным в социальной среде.

1. Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.

2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.

3. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

4. Тренировка навыков общения с младшими детьми. Филипп Зимбардо, известный специалист по застенчивости и соавтор книги The Shy Child («Застенчивый ребенок»), рекомендует сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими - братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или ребенком ваших друзей - для непродолжительных игр. Работа приходящей няней - великолепная возможность для застенчивых подростков не только заработать деньги, но и попрактиковаться в социальных навыках: начать разговор, посмотреть в глаза - в том, что ребенок стесняется делать со своими ровесниками.

5. Создавайте условия для игр в паре. Фред Франкель, психолог и разработчик всемирно известной Программы тренировки социальных навыков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, считает, что встречи для игр в паре - лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.

На заметку: Ф. Зимбардо считает, что двое из пяти человек считают себя застенчивыми. Может быть, вы сами создали проблему для своего ребенка? 

План поэтапного изменения поведения ребенка 

Начните с того, что подумайте о своем собственном темпераменте. Считаете ли вы себя застенчивым? А считали так, когда росли? Называли вас застенчивым? Были ли ваши братья, сестры, родственники или родители застенчивыми? Называли кого-нибудь из них застенчивыми? Есть ли какие-либо определенные ситуации, в которых вы чувствуете себя неловко? Что помогает вам чувствовать себя увереннее в групповых мероприятиях?
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. 

1. Проанализируйте свои родительские ожидания. Соответствуют ли способности, сильные стороны и настроение ребенка вашим ожиданиям? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Ниже приводятся несколько моделей поведения родителей, которые следует серьезно рассмотреть. Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении?
- Заставляли вы ребенка исполнять что-либо публично?
- Не слишком ли вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?
- Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка?
- Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?
- Отговариваете ребенка испытать что-то новое?
- Заставляете ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него?
- Сравниваете поступки и личность ребенка с поступками его братьев или сестер?

2. Подумайте о своем поведении. Как вы обычно реагируете на застенчивость ребенка? Что вы отвечаете, если кто-либо говорит вам о застенчивости вашего ребенка, особенно в его присутствии? Есть ли в вашем поведении что-то, что можно было бы изменить и этим помочь ребенку почувствовать больше уверенности в себе? Составьте план изменений и придерживайтесь его.

свернуть