Советы руководителя физического воспитания

Зарядка - это весело!

Зарядка – это весело

   Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!

     Малыши обладают удивительным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют выражение лица. Это можно с успехом использовать для развития у крохи вкуса к физической культуре. Предлагаемые упражнения не представляют для взрослого человека особой сложности. Если ваши движения поначалу будут не слишком изящны, не комплексуйте, и, поверьте, у вас все получится! А кроха, ежедневно видя перед собой энергичную и веселую маму, учится верить в себя и быть оптимистом, это уже немало! Очень важен эмоциональный фон занятий. Учтите, что у малыша свои критерии в оценке любого дела: понравилось или не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна и ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», – значит, так оно и есть!

• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому больше улыбайтесь и шутите.

• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.

• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без лишнего напряжения.

• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.

• Старайтесь время от времени делать паузы, переключая внимание крохи на другие занятия.

1. Начните с простых приседаний. Старайтесь делать их одновременно, взявшись за руки. А затем представьте себя танцорами: приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это не так легко! Зато у вас улучшаются координация движений и осанка, укрепляются мышцы брюшного пресса.

2. Сидя на мягкой подстилке, малыш сгибает ноги и обхватывает их руками. Затем перекатывается на спину и возвращается в исходное положение. Так ребенок учится группироваться и мягко приземляться. А мама подстрахует его, держа за затылок.

3. Так здорово покачаться, держась за мамины руки. А тем временем кроха улучшает свою осанку, вырабатывает чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и ног. Чтобы избежать травм при случайном падении, имеет смысл постелить на пол коврик.

4. Приятно, если удается запустить бумажный самолетик дальше, чем мама! Выполняя эти незамысловатые движения, кроха разрабатывает плечевой пояс и улучшает координацию движений. Мамина задача при этом – следить, чтобы малыш правильно делал замах, а не бросал самолет перед собой.

5. Мама и малыш сидят друг напротив друга, широко расставив ноги, и катают мяч. Освоив этот вариант, можно перейти к более сложному: у каждого – по мячу, и вы катаете, их друг другу, стараясь, чтобы мячи не сталкивались. Следите за тем, чтобы малыш держал ножки прямыми. Ведь поглощенный игрой, он и не догадывается, что выполняет упражнение на растяжку!

Подготовила руководитель физического воспитания Чигирь Л.Н.

Источник: Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк.образования, 2016г.

свернуть

Что такое ЗОЖ?

Что же такое, здоровый образ жизни?          

     Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность,    включающая систематические занятия ходьбой, оздоровительным бегом, аэробикой, доступными видами спорта, разумное использование методов закаливания, рациональное питание, умение снимать нервное напряжение.

      Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. Путей к физическому совершенствованию много.

      Один из них - воспитание в семье.

      В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основные личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности.

       Чтобы ребенок рос  здоровым, сознательное  отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь  у родителей.

Началом формирования здорового образа жизни в семье является воспитание потребности в здоровье.

       Формирование здорового организма, умение управлять им, развивать, совершенствовать – вот задачи здорового образа жизни.

    От родителей во многом зависит, вырастут ли их дети здоровыми и жизнерадостными или преждевременно разрушат свое здоровье.

      Если взрослые проявят характер и начнут утро с гимнастики, которую сделают вместе с ребенком, - это  будет первый шаг в большом и важном деле – укреплении здоровья.

      И этот шаг надо сделать как можно скорее.

       Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и сотрудников дошкольного учреждения.

   Физическое воспитание в дошкольном учреждении является действенным средством, способствующим разностороннему развитию ребенка. Процесс оптимизации двигательной активности детей направлен на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических  функций организма, достижение хорошего уровня физической подготовленности. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями в распорядке дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряженности сердечно - сосудистой и дыхательных систем, предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка.

     В нашем учреждении физическая культура рассматривается в контексте личностного развития ребенка как важная неотъемлемая его часть. 

      Наша работа будет эффективна только при вашей поддержке, уважаемые родители!

      Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкультурой.

      Только таким образом можно с детства привить ребенку любовь к физкультуре и здоровому образу жизни! 

Подготовила руководитель физического воспитания Чигирь Л.Н.

свернуть

Как укрепить здоровье ребенка

Помогите ребенку  укрепить здоровье!

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать  которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды.

Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо, кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т.д. развивают координацию и ловкость. Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости.

Для развития мышц плечевого пояса полезны упражнения с обручем и резиновым кольцом, различные виды ходьбы, повороты, приседания и т.д.

Езда на велосипеде, роликах, коньках, ходьба на лыжах стимулируют развитие мышц ног. С целью укрепления стопы и профилактики плоскостопия используются массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата их пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют упражнения, выполняемые у стенки, упражнения с детским эспандером, гимнастической палкой и другими предметами.

Родители должны позаботиться о разнообразии физкультурно-игровой среды в домашних условиях. Но, как правило, они больше внимания уделяют эстетике помещения, что, как и современные предпочтения старших дошкольников (компьютерные игры, видеокассеты, музыкальные диски), все больше ограничивает самостоятельную двигательную активность детей, а это отрицательно влияет на их здоровье и формирует малоподвижный образ жизни. Поэтому в домашних условиях, как бы это ни было трудно, необходимо иметь достаточное количество оборудования и пособий для обеспечения благоприятного уровня двигательной активности в процессе организованных и самостоятельных игр.

Одним из важных требований к отбору оборудования является безопасность использования -  его  устойчивость  и  прочность.

Для обеспечения страховки и предотвращения травматизма желательно иметь гимнастический мат. В комплекты оборудования советуем включать разные по величине предметы: крупногабаритные (гимнастическая лестница, мягкие модули, детские мини-стадионы) и мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.д.). При создании физкультурно-игровой среды также старайтесь учитывать возрастные и индивидуальные особенности вашего ребенка, а также его интересы.

Вовлекайте своих детей в игры и упражнения, направленные на развитие ловкости, скорости и выносливости.

Прыгни и повернись. Ребенок выполняет прыжки на месте (на одной ноге, на двух ногах), по сигналу делает резкий поворот прыжком вокруг себя.

Быстро переложи мяч. Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной мяч. По сигналу быстро перекладывает мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

Ударь и догони. Ребенок ударяет по мячу ногой, бегом догоняет его, берет в руки и бегом возвращается на место.

Проведи мяч. По сигналу ребенок ведет мяч ногами, продвигаясь вперед к финишной линии. Достигнув ее, быстро разворачивается и ведет мяч обратно.

Волчок. Ребенок, сидя в обруче, приподнимает ноги и, отталкиваясь руками, старается повернуться кругом.

Догони обруч. Ребенок ставит обруч ободом на пол, энергично отталкивает его, догоняет и снова отталкивает, стараясь, чтобы он не упал.

Юла. Ребенок ставит обруч ободом на пол, придерживая его сверху рукой. Резким движением закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро отпускает руку и ловит обруч.

Удочка. Взрослый вращает веревку по полу вокруг себя. Ребенок перепрыгивает через веревку, стараясь не коснуться ее.

Эти игровые упражнения в значительной мере помогают скорректировать нарушения в психофизическом развитии ребенка, укрепляют его веру в свои силы и возможности.

Подготовила руководитель физического воспитания  Чигирь Л.Н.

Источник: Шишкина, В.А.Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк.образования, 2016г

свернуть

Закаливание+движение=здоровье

Закаливание + движение = ЗДОРОВЬЕ

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: "Здоровому все здорово"! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются "сбои" и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создавать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к различным заболеваниям.

Медики и педагоги справедливо считают, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Одним из эффективных средств физического воспитания малышей по праву считается закаливание, которое нужно проводить не только в рамках дошкольного учреждения, но и в  домашних условиях, а также на прогулках, во время отдыха.

Немного истории

Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав своего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. В папирусах Древнего Египта, к примеру, обнаружены указания на то, что для укрепления здоровья полезно систематически использовать охлаждающие воздушные и водные процедуры. Полагают, что египетская культура закаливания была использована в Древней Греции. Так, в Спарте воспитание юношей - будущих воинов - было подчинено физическому развитию и закаливанию. Большую часть года спартанцы ходили босиком, без головных уборов, в легкой одежде, в зимнее время - в одном только верхнем платье без нижнего белья, спали на сене или соломе без подстилки и покрывала.

Уважительно к закаливанию относились и в Древней Руси. Е. А. Покровский писал о том, что у жителей Древней Руси считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего детского возраста к холоду и различным непогодам.

Итак, закаливание – это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

Закаливание усиливает способность человеческого организма приспосабливаться к резко меняющимся факторам внешней и внутренней среды, переносить крайние, подчас взаимоисключающие друг друга условия: контрасты холода и жары, засухи и влажности, одиночества и шумной толпы. Закаливание – это система тренировок физическими природными  и искусственными факторами, направленная на повышение устойчивости организма к повреждающим воздействиям.

В дошкольных учреждениях ответственность за здоровье детей несет целая группа специалистов: старшая медсестра дошкольного учреждения во взаимодействии с территориальной поликлиникой, воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-психолог. Но роль семьи также умалять нельзя. Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе и к физической культуре.

Остановимся подробнее на естественных факторах закаливания, к которым относятся воздушные и солнечные ванны плавание, купание в водоемах, хождение босиком.

Закаливание воздухом – простейшая, наиболее доступная и легко воспринимаемая форма закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, чем оберегает его от простудных заболеваний, улучшает функциональные возможности дыхательной системы, активизирует обмен веществ, работу сердечно-сосудистого аппарата. Такое закаливание можно проводить даже не раздеваясь, за счет длительного пребывания на открытом воздухе, независимо от времени года и природных условий. Одеваться необходимо соответственно природным условиям.

Воздушные ванны лучше всего принимать в теплые погожие дни, в защищенных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений). Продолжительность процедуры нужно дозировать индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и степени закаленности каждого ребенка, в соответствии с температурой и влажностью воздуха. Допускать ощущение холода не рекомендуется.

Благоприятно воздействует на организм колебание суточной температуры. Поэтому полезно спать с открытой форточкой или окном, в помещении находится в легкой одежде.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются сильным раздражителем. При их воздействии на обнаженное тело происходят определенные изменения почти всех физиологических функций: повышается температура тела, улучшается и углубляется дыхание, расширяются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, активизируется обмен веществ.

При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость организма к заболеваниям.

Тем, кому по состоянию здоровья солнечные ванны противопоказаны, можно заменить их воздушными ваннами с частичным использованием рассеянных и отраженных солнечных лучей.

Плохое самочувствие, слабость, ухудшение сна и аппетита могут служить признаками неблагоприятного воздействия солнечного облучения на организм.

Закаливание водой. Воду называют эликсиром жизни. Систематическое обливание и купание, особенно в холодной воде, в сочетании с интенсивными физическими упражнениями – мощный стимулятор бодрости и источник здоровья. Даже кратковременные холодные обливания действуют на центральную нервную систему, снимая усталость.

Главным достоинством закаливания водой является совершенствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в «боевой готовности».

Хождение босиком. Одно из самых древних средств закаливания, секрет здоровья и красоты. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм. Ведь между подошвой ног и слизистой оболочкой дыхательных путей существует тесная рефлекторная связь. Так, при местном охлаждении ног у незакаленного человека резко понижается температура слизистой носоглотки, вследствие чего обычно появляются насморк и кашель. Обувь создает для ног постоянный комфортный микроклимат, и при любом случайном охлаждении стоп человек рискует простудиться. хождение босиком способствует активности термо- и механорецепторов стопы, а значит – и надежной адаптации организма к местному охлаждению.

Кроме закаливающего воздействия на организм, хождение босиком оказывает массирующее воздействие на стопы, на которых расположены не только терморецепторы, но и активные биологические точки, рефлекторно связанные со всеми частями и органами тела. Через стопы босохождение оказывает тонизирующее воздействие на весь организм.

Необходимо помнить о том, что негативное и позитивное состояние ребенка резонирует с закаливающими процедурами. То есть для повышения эффективности закаливания необходимо создать у детей положительный настрой.

Во исполнение принципа «не навреди» необходимо при организации и проведении закаливающих процедур соблюдать правила безопасности: при босохождении обязательно предварительно проверить территорию, по которой дети будут ходить босиком, нет ли там острых предметов, устранить их. Также необходимо осуществлять индивидуальный подход по состоянию здоровья и степени закаленности каждого ребенка.

При проведении закаливания дети делятся на три группы:

1 группа – дети здоровые, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.

2 группа – дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие ОРЗ, с физическим развитием ниже среднего, анемией, рахитом, гипертрофией небных миндалин 1 и 2 степени. Для таких детей температура воды при проведении водных процедур выше на 2 градуса, чем для детей 1 группы. Показано закаливание воздухом.

3 группа – дети с органическими заболеваниями сердца (ВПС), хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний (печени, легких), хроническим отитом, бронхиальной астмой. Для них проводятся только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия.

Проведение любого вида закаливающих процедур требует индивидуального подхода к ребенку: учета его самочувствия и настроения, подготовленности к процедуре, вынужденного перерыва в связи с болезнью и т.д. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать положительный эмоциональный фон. Поэтому важно использовать только те методы закаливания, при использовании которых родителям удается решать вышеназванные задачи. В противном случае польза от закаливания будет сомнительной.

В настоящее время всё чаще применяются так называемые нетрадиционные методы, история которых уходит в далекие времена. Примером контрастного воздействия жары и холода является давняя народная забава на Руси – «купание» в снегу после бани – удовольствие, доступное только закаленным людям. В то же время контрастные виды закаливания в большей степени могут подготовить организм к резким изменениям температуры, являющимся частой причиной простуды. Получение быстрого эффекта при контрастном закаливании объясняется тем, что при смене холода и тепла достигается более высокий перепад температур, чем при закаливании только холодом. В результате тренируются и совершенствуются механизмы физической терморегуляции, формирующейся в дошкольном возрасте.

Наибольшее распространение получили контрастные ножные ванны. Они проводятся либо путем попеременного обливания ног теплой и прохладной водой, либо путем погружения ног (выше щиколотки) в сосуды с водой контрастной температуры: сначала на 1-2 мин. в теплую воду (первоначальная температура 37-38˚С), затем на 10 сек. в холодную (30-31˚С), потом снова в теплую, и снова в холодную (3-4 раза). Постепенно температура холодной воды понижается, разность температур примерно через месяц (при условии проведения ежедневных процедур) достигает 15-18˚С.

Независимо от того, каким методом и в каком возрасте проводится закаливание, следует неукоснительно соблюдать основные правила:

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО – систематическое проведение закаливающих процедур в течение всего года. Перерывы в закаливании снижают приобретенную способность организма противостоять холоду и контрастным изменениям температуры. Если из-за погодных условий нельзя провести процедуру на воздуха, следует перенести ее в помещение. Если закаливание проводится в дошкольном учреждении, то родители должны продолжать его дома в выходные и праздничные дни, и во время каникул или отпуска. Педагоги обязаны подробно объяснить родителям, как проводить закаливающие процедуры (интенсивность и продолжительность), дать рекомендации и для здоровых детей, и для тех, кто находится в периоде выздоровления после болезни.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО – постепенное увеличение интенсивность закаливания. Особенно это важно для детей раннего возраста. Из-за незрелости системы терморегуляции они очень уязвимы как к холоду, так и к чрезмерному теплу. Перегревание организма для них еще более неблагоприятно, чем холод. (У детей первого года жизни от перегревания может даже подняться температура). Переход от слабых по интенсивности закаливающих процедур к более сильным нужно проводить постепенно. Также постепенно увеличивается длительность процедур.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО – положительный эмоциональный настрой ребенка, что является непременным условием проведения закаливающих процедур. Не будет никакой пользы, если плачущего ребенка насильно ставить под душ или загонять в бассейн. Пусть он в первый раз посмотрит, как проводится та или иная процедура. Следует сказать ребенку, что душ выключат сразу же, если ему станет холодно, или сделают воду теплее и т.п.

Юрий Авксентьевич Мерзляков – врач-психотерапевт, автор книги «Путь в Страну Здоровья» написал замечательную фразу: «Сильным можно быть и без закаливания, но здоровым быть без него невозможно». Древний философ Спиноза утверждал, что «в движении жизнь». Объединив эти высказывания, мы поймем, что самая эффективная формула здоровья – Закаливание + Движение.

Итак, двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребенка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций. Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, то есть, длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости, Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надежную защиту от острых респираторных заболеваний.

Дефицит движения приводит к нарушению осанки, избыточному или же недостаточному весу, заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной систем. Предотвратить все нежелательные аномалии в состоянии здоровья взрослого человека можно, только регулярно занимаясь физической культурой начиная с детского возраста.

Коварство природы заключается в том, что она позволяет пользоваться всеми богатствами и преимуществами здоровья лишь тем, кто ведет активный образ жизни. Невозможно уметь противостоять утомлению, не занимаясь трудом, научиться поднимать тяжести, не поднимая их, иметь красивую осанку и легкую походку, не формируя стройную фигуру путем специальных занятий. Единственный путь к здоровью и физическому совершенству физическая культура, основа здоровья будущего взрослого человека, которая закладывается с самых первых лет его жизни.

Физическая культура особенно необходима в первом десятилетии жизни. Недостаточная физическая активность детей особенно опасна в периоды активного роста тела ребенка, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала ребенка. Образовательная программа постоянно усложняется и требует от ребенка значительного умственного и нервно-психического напряжения. Успешно противостоять ему может только хорошо физически подготовленный и здоровый ребенок.

Дошкольное образовательное учреждение само по себе не может без помощи родителей решить задачи физического воспитания детей. Физкультурные занятия сами по себе компенсируют в среднем лишь 11% суточной нормы двигательной активности. Также проводятся физкультминутки в ходе других занятий, во время нерегламентированной деятельности в группе и на прогулке организуются подвижные игры. Но и этого далеко недостаточно. На помощь должна прийти семья. Правильно организованный режим, разумное чередование различных физических нагрузок и закаливание позволяют смягчить отрицательные последствия диспропорций роста, не допустить возникновения заболеваний, помогают организму ребенка лучше сбалансировать процессы роста и физиологического созревания.

Необходимо сделать всё возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети раннего возраста имеют санки, лыжи, коньки, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и другом. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно ни проветривалось.

Ведь ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой, совмещенные с закаливающими процедурами. В последнее время заметно увлечение различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей. Привычной картиной становятся семьи, в полном составе занимающиеся бегом, лыжами, велопрогулками, бадминтоном, фрисби, плаванием, ходят зимой на каток, а летом в походы.

Разрешите дать вам несколько советов по организации двигательной активности ваших чад:

  1. Приступая к подвижным (спортивным) играм, следует иметь в виду, что все дети очень разные по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх должна дозироваться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.
  2. Не следует начинать игру сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 минут. Прекращать физкультурные занятия надо за 1, 5-2 часа до сна.
  3. После игр на свежем воздухе полезны обтирание, теплый душ, купание, чай или молоко с медом.
  4. Игры большой интенсивности чередуйте со спокойными.
  5. Спортивная одежда и обувь должны быть легкой, удобной, теплой, не стеснять движений, не мешать свободному дыханию, кровообращению, не раздражать кожу детей, соответствовать сезону и погоде.

 

Следуя нашим советам и рекомендациям, вы сможете развить в ребенке лучшие физические качества – выносливость, гибкость, координацию движений, чувство равновесия, скоростно-силовые качества, укрепить здоровье ребенка, повысить функциональные и защитные функции организма, повышать психофизические способности и общий уровень здоровья. В закаливании и подвижных играх каждый ребенок не только обогащает «азбуку движений», но и пополняет резервы своего здоровья. И самое главное, чтобы работа дошкольного учреждения по физическому воспитанию и организация двигательной активности в семье стали единой системой. Только при этом условии физкультурно-оздоровительная работа приведет к положительным результатам.

Только приучив ребенка постоянно заботиться о своем здоровье, привив ему полезную привычку регулярно выполнять физические упражнения, можно воспитать здорового человека, способного сохранить работоспособность и бодрость духа до глубокой старости. Упущенное в детстве невозможно восполнить в зрелом возрасте. Привычка к физкультуре равносильна привычке умываться и чистить зубы по утрам.

 

  Подготовила руководитель физвоспитания Чигирь Л.Н.

Источник: Интернет ресурсы

свернуть

Роль семьи в физическом воспитании ребенка

Роль семьи в физическом воспитании ребенка

 

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет.

Ошибочность такой точки зрения несомненна. «Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», - гласит пословица. Однако, ее часто забывают. Естественно, что у родителей, которые не понимают значения своевременно начатого и систематически проводимого физического воспитания, даже при отличных условиях быта, оно не будет налажено. В просторных квартирах из-за большого количества мебели тесно, кроме того, они редко проветриваются. В них не найдется места для детской мебели. О физическом воспитании в таких семьях родители просто не думают. Малыш редко бывает на свежем воздухе (простудится!), у него нет определенного режима - днем он спит, а вечерами долго засиживается у телевизора. В таких случаях родители, не обращая внимания на то, что ребенок бледен, малоподвижен, неловок, часто утешают себя тем, что он «смышленый, все знает». Никогда не следует забывать, что прежде всего от родителей зависит, какими вырастут их дети. Необходимо с первых месяцев сознательной жизни ребенка установить ему строгий режим и стараться твердо выполнять его. Приучите его спать, есть, гулять и играть в определенное время. Было бы ошибкой считать, что роль семьи в физическом воспитании детей ограничивается только организацией правильного режима. Не менее важно привить ребенку правила личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги при входе в помещение и т. д. Если вы хотите, чтобы сын или дочь слушали ваши советы и выполняли их, необходимо прибегать не только к ласковому слову или строгому обращению, но и быть личным примером для него. Если кто - либо из родителей садится за стол, не помыв рук, то бесполезно требовать от малыша, чтобы он их мыл.

Систематическое мытье пола, дверей, окон, ежедневная уборка пыли влажным способом, чистка одежды, обуви вне жилых помещений должны являться строгим правилом.

Рост и развитие детей во многом зависит от того, насколько правильно составлено меню. Рациональное питание является одной из необходимых основ физического воспитания ребенка.

Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды - нелегкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения.

Однако, прежде приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струей прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.

Особенно велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания», - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.

Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и нравственно здоровыми. Ребенок невольно старается походить на своих родителей.

С чего же начинается физическое воспитание?

Прежде всего выпишите на отдельный лист режим и рекомендуемый комплекс физических упражнений согласно возрасту вашего ребенка. Если у вашего сына или дочери имеются какие - либо отклонения от нормы в состоянии здоровья (рахит, диатез и др.), то перед началом физических упражнений необходимо посоветоваться с врачом детской консультации.

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Толь правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком.

Подготовила руководитель физического воспитания Чигирь Л.Н.

Источник: Интернет ресурсы

свернуть

Предупреждение плоскостопия

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

 

1. Диагностика плоскостопия.

Если следы обуви имеют форму боба, то это нормальная стопа. Своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию.

Если же отпечаталась вся стопа – начинается плоскостопие. Если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах – нужна помощь ортопеда.

ПО соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1:4, уплощенным 2:4, плоским 3:4.

2. Упражнения для укрепления мышц свода стопы:

1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на поясе).

2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.

3. Ходьба по ребристой доске.

4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.

5. Ходьба боком по палке, толстому шнуру.

6. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.

7. Ходьба с перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.

8. Катать палку (d=3 см) вперед-назад (сидя).

9. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.

10. Подняться на носки и выполнять приседание, держать за опору.

3. Значение правильной обуви:

1. Обувь должна быть по ноге.

2. Обувь должна быть на небольшом каблучке до 1 см с упругой стелькой и крепким задником.

 

УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕТЯМ С ПЛОСКОСТОПИЕМ.

  Продолжительность занятий 10 минут. Перед упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку – на одной и на двух ногах.

1. «Каток» - ребенок катает вперед-назад мяч, скакалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.

2. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

3. «Маляр» - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

4. «Сборщик» - ребенок, сидя с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги мелкие различные предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.) и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переноске.

5. «Художник» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. «Гусеница» - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сжимая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова расправляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы и пятки могут касаться пола. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

7. «Кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

8. «Серп» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см), согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

9. «Мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.

10. «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

11. «Барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

12. «Хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Подготовила руководитель физического воспитания Чигирь Л.Н.

Источник: Дулевич, М.Н.. Физкультурные занятия с детьми в разновозрастной группе:пособие для педагогов учреждений дошк.образования, 2016г.

свернуть