"По дороге к азбуке". Образовательная услуга на платной основе.

30.11.2021

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период приспособления к учебной  деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности, они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа дошкольного обучения и воспитания, успешность их освоения зависит от интеллектуального развития ребенка, в том числе и от умения читать.

Дополнительная общеразвивающая программа «По дороге к азбуке»  социально – педагогической направленности ориентирует на общее всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, на обеспечение эмоционального благополучия, на полноценное владение навыками осознанного чтения и на совершенствование устной речи с элементами кинезиологии (межполушарное взаимодействие). Также в системе дошкольного образования мы наблюдаем значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

 Актуальность 

Вопросы подготовки воспитанников учреждений дошкольного образования к школе приобретают все большее значение. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Школа  и законные представители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то есть имели бы развитый фонематический  слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и свободно ориентироваться в тетради. Дети, получившие такую подготовку,  легко  овладеют в школе процессом чтения и письма. Актуальность  данной программы обусловлена  поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей среднего и старшего дошкольного возраста. Программа «По дороге к азбуке» - это курс занимательных занятий, направленных на то, чтобы сделать для ребенка процесс обучения чтению увлекательным, привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи.

Новизна

В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. В деятельности педагога они становятся перспективным средством работы с детьми и по развитию речи.

Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. На занятиях планируется использовать здоровьесберегающие технологии, кинезиологические упражнения, а также пальчиковую, артикуляционную, дыхательную и зрительную гимнастику.

Цель программы «По дороге к азбуке» - развитие активной мыслительной деятельности, а также межполушарного взаимодействия воспитанников в процессе введения в звуковую систему родного языка, обучения навыкам звукового анализа, формирования слогового и слитного навыков чтения на уровне возможностей каждого ребёнка.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:  

образовательные:

- обучать правильному слоговому чтению;

- учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова);

- учить определять количество слов в предложении и составлять предложения;

- учить называть слова с заданным звуком, слогом;

- учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные и  двусложные слова;

- учить ориентироваться на листе бумаги;

- формировать умение проводить звуковой анализ;

развивающие:

- обогащать словарный запас;

- развивать речь детей;

- развивать фонематический и речевой слух;

- развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление;

- развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями;

- развивать умение различать на слух гласные, твердые и  мягкие согласные;

- развивать мелкую моторику и координацию движений руки;

- развивать межполушарное взаимодействие;

- формировать умение снимать эмоциональную напряжённость

воспитательные:

- формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному языку;

- воспитывать уважение и интерес литературе и чтению;

- способствовать развитию аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

 Отличительные особенности программы заключаются в том, что в ходе  реализации программы дети знакомятся со следующими техникамискладывание букв в слоги, слоговое чтение, осмысленное чтение слов в  предложении. Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи, а основным содержанием – звуко - слоговой анализ слов с помощью символовРабота по звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, обучению чтению, которая ведётся по всем направлениям.

1.Звуки

  • Раскрывается понятие «звук», проводится работа с органами артикуляции, по произнесению звука. Проводится работа по его условному обозначению.
  • Акустические характеристики звука (согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные);
  • Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
  • Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
  • Звуковой анализ состава слогов и слов;
  • «Чтение» и составление слогов и слов с помощью звуковых обозначений.

 2.Слоги

  • Раскрывается понятие «слог»;  слоговой анализ слов;
  • Подбор слов на заданное количество слогов;
  • Выделение в словах первого и последнего слогов;
  • Подбор слов на заданный слог;
  • Составление прямых и обратных слогов;
  1. Слова
  • Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
  • Составление слова из звуков  и слогов;
  • Из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
  • Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
  • Выявление повторяющихся в словах  слогов с последующим их добавлением к другим словам;
  • Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
  • Последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава;
  • Чтение слов, осмысливание значения слов.
  1. Буквы
  • Знакомство с буквами;
  • Определение зеркальности букв;
  • Выкладывание букв из различных материалов;
  • Дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  • Согласные и гласные буквы;
  • Соотнесение букв и звуков;
  • Чтение букв, соединение в слоги, слова.
  1. Связная устная речь
  • Обучение ответам на вопросы диалогической речи;
  • Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
  1. Работа по развитию мышления, внимания, памяти
  • Выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
  • Выделение одинаковых предметов из группы предметов;
  • Выделение лишнего предмета;
  • Объединение различных предметов в группы;
  • Выявление логических не соответствий в рисунке или рассказе.
  1. Работа над общей и мелкой моторикой
  • Работа в индивидуальных карточках;
  • Пальчиковая гимнастика.
  1. Работа по межполушарному взаимодествию
  • Рисование букв двумя руками одновременно;
  • Упражнения на развитие равновесия и балансирования;
  • Упражнения на развитие тактильного восприятия.

Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием дидактических игр, ИКТ, различного сенсорного материала, что позволяет воспитанникам успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями букв, слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает воспитанников постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности- творческое мышление ребенка, на основе которого постоянно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.

ФОТООТЧЕТ ТУТ!